Юбилей КБ – 90 лет

В октябре 2012 года КБ им. Туполева отметило свой 90-летний юбилей. По этому поводу было проведено праздничное мероприятие, на котором говорилось не только о прошлых былых заслугах КБ, но и о его возможном будущем возрождении. Слово «возрождение» было выбрано неслучайно. К сожалению, на сегодняшний момент былая мощь и слава Туполевского конструкторского бюро утеряна практически полностью. В КБ нет ни одного крупного проекта по самолету массового производства. Это суровая правда.

На юбилее много говорили и о сегодняшнем семействе самолетов Ту-204/214 и его флагмане Ту-204СМ, и о возможность возрождении проекта Ту-334 и даже его заменой Ан-148. Но оба эти проекта (Ту-204СМ и Ту-334) пока сами балансируют на грани закрытия. Да, они есть, возможно, и самолеты были созданы неплохие, но их нет на рынке, и пока рынок их не просит, а это для самолета худший вариант. До былой славы и массовости, которая была у Ту-134 или Ту-154, современным туполевским пассажирским лайнерам пока не достать никак.

В плане разработки и поддержки при выпуске самолетов специального назначения, таких как самолеты «Открытое небо», летающие штабы Министерства обороны РФ или ФСБ, прочих модификаций, КБ справляется отлично. Но это единичные самолеты, которые никогда не пойдут в серию. Есть еще целая плеяда дальних стратегических бомбардировщиков – Ту-22, Ту-95, Ту-160. Их будут еще поддерживать в эксплуатации, даже проведут ни одну модернизацию, но дальше этого вопрос вряд ли сдвинется.

Хотя на сегодня у КБ им. Туполева нет ни серьезных проектов, ни больших возможностей, там не теряют надежду, что ситуация вот-вот изменится. Ведь потерять конструкторскую компанию такого уровня гораздо проще и быстрее, чем ее создать с нуля. Восстановление потенциала тоже уже требует значительных средств, но, все равно, это пока гораздо дешевле. Да даже дело и не только в деньгах. России нужно попытаться пересмотреть свои приоритеты в выборе иностранной техники. Ведь начиная лицензионный выпуск или просто покупку зарубежных самолетов, о каком развитии собственных КБ может идти речь.

Читайте также  Ту-95